Александр Геннадьевич Савойский, кандидат политических наук, доцент факультета мировой политики Государственного академического университета гуманитарных наук на базе Института США и Канады Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН), ученый секретарь Ялтинского цивилизационного клуба, заместитель ученого секретаря Научного Совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию, эксперт правительственной делегации Российской Федерации на сессиях Организации Объединенных Наций (ООН), член Союза писателей России

 

 

 

Что такое экономическая дипломатия на современном этапе?

Открыто в мире заговорили об экономической дипломатии сравнительно недавно, лишь в начале 80-х годов прошлого века. При этом И.А.Орнатский, Э.И.Обминский и Л.Д.Градобитова стали «первопроходцами» в исследовании экономической дипломатии в советское время, а профессор Дипломатической академии МИД России В.Д.Щетинин явился основоположником фундаментального исследования экономической дипломатии уже в постсоветский период становления Российской Федерации, в условиях изменившейся ситуации на международной арене. Потом в России были ещё опубликованы статьи и монографии, заслуживающие внимания. Их авторы – Татьяна Владимировна Зонова (МГИМО), Алексей Евгеньевич Лихачёв (Росатом), Денис Андреевич Дегтерев (МГИМО), Александр Николаевич Захаров (МГИМО), Лариса Михайловна Капица (МГИМО) и некоторые другие. Вот, пожалуй, и всё. Можно пересчитать фамилии на пальцах рук.

До сих пор в научном сообществе отсутствует чёткое представление о том, чем же является экономическая дипломатия. Спешу вас заверить, что даже среди профессоров и академиков далеко не все могут внятно объяснить, что собой представляет экономическая дипломатия. Часто принимают экономическую дипломатию за количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве одной страны с другой. Иногда путают экономическую дипломатию с экономической политикой, хотя это совершенно разные понятия. Влияние финансов и бизнеса на политику государства и деятельность властей не имеет, по своей сути, ничего общего с экономической дипломатией. Разве что только весьма относительно, своим наличием финансового и коммерческого видов экономической дипломатии.

На первый взгляд, казалось бы, куда ещё проще? Словосочетание «экономическая дипломатия» состоит из 2-х слов: существительного «дипломатия» и прилагательного «экономическая». Вот от этого и следует исходить, «зрить», что называется, «в корень», как говорил Козьма Прутков.

Экономическая дипломатия представляет собой, как бы, две стороны одной монеты или медали: теоретическую и практическую.

Теоретическая направленность свидетельствует о том, что экономическая дипломатия является научной теорией, располагающей результатами политологических исследований и служащей базой для соответствующих программ и концепций. Экономическая дипломатия изо всех сил стремится стать самостоятельной научной дисциплиной. Однако следует с сожалением признать, что на разломе глобальных эпох, в период смены системы международных отношений (именно это мы все переживаем на современном этапе), экономическую дипломатию пытаются, как бы, не замечать. Главным считаются финансы, бизнес и интересы. Возможно, вы смогли заметить, что в наши дни в международной жизни наблюдается вообще крайне низкий уровень дипломатии. И с этим нужно что-то делать, как-то изменять ситуацию в лучшую сторону. Это касается, в частности, американских конгрессменов и сенаторов, которые взяли власть в свои руки и обладают теперь этой властью больше, чем сам президент США.

Несмотря на то, что экономическую дипломатию принято называть«сплавом политики и экономики», она всё же ставит и решает больше экономических целей и задач, чем политических. За это экономическая дипломатия является объектом современной науки.

Практическая сторона экономической дипломатии подразумевает средство и методы внешней политики, располагающей механизмами для осуществления государством своего внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности.

Дипломатия является средством осуществления внешней политики государства в выражении национальных интересов, ценностей, принципов и приоритетов, являясь её инструментом в области международных отношений. Дипломатия отражает и всеми доступными ей средствами утверждает и обеспечивает официальную позицию государства.

Средства внешней политики – это те шаги, действия, пути, методы и механизмы, которые позволяют достигать желаемого результата.

Одним из определений экономической дипломатии является следующее: экономическая дипломатия – это средство внешней политики методами традиционной дипломатии, а если точнее, то экономическая дипломатия – это важнейшее средство внешней политики государства с использованием возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей.

На фоне всех многочисленных видов дипломатии (визовая, двусторонняя и многосторонняя, дипломатия международных организаций, конференционная, культурная, публичная, разведывательная, спортивная, дипломатия разоружения и ограничения вооружений), экономическая дипломатия характеризуется на современном этапе, как важнейший вид традиционной дипломатии.

Экономическая дипломатия необходима для описания механизмов и методов вовлечения государства, капитала и бизнеса во внешнеэкономическую деятельность средствами внешней политики в двусторонних и многосторонних международных отношениях.

Теперь отметим, что экономическая политика органов государственной власти призвана помогать экономической дипломатии и вместе с ней способствовать внешней политике в решении многочисленных задач государства.

Практическая направленность Теории экономической дипломатии предназначена для улучшения работы органов государственной власти в следующих областях:
– определение дальнейшей внешней политики государства;
– разработка экономического курса страны;
– принятие рациональных и наиболее благоприятных политических решений;
– осуществление слаженной и эффективной внешнеэкономической деятельности государственных корпораций и бизнес-структур.
То есть, успех государственной власти определяется суммой слагаемых от проводимых правительством политики и экономического курса, взвешенного принятия политических решений и активного осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности. Все слагаемые в данной цикличной цепи – это и есть основные компоненты современной экономической дипломатии.
Можно даже зафиксировать словесную формулу: Успех государственной власти = Политика + Экономический курс + Принятие политических решений + Внешнеэкономическая деятельность.
Как явление или феномен международной жизни, экономическая дипломатия представляет собой одновременно вид дипломатии (по форме), средство её осуществления (по содержанию) и политико-экономический процесс.

Методы и механизмы использования возможностей традиционной дипломатии – это методы и механизмы вовлечения государства, капитала и бизнеса в достижение внешнеэкономических целей средствами дипломатии.

Средствами экономической дипломатии, как и самой традиционной дипломатии, являются организационные и практические методы осуществления международной деятельности. К организационным методам относят: беседу, брифинг, визит, встречу, заседание, интервью, консультацию, конференцию, «круглый стол», переговоры, саммит, семинар, сессию, симпозиум, слушание, форум и прочее.

Приёмы, средства и методы дипломатической деятельности представляют собой инструмент в осуществлении экономической дипломатии, как средства внешней политики государства. Набор таких различных инструментов составляет дипломатический инструментарий, включая институты государства по продвижению своих внешнеполитических и экономических интересов за рубежом (министерство иностранных дел, загранпредставительства и многие другие структуры, имеющие непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности).

Осуществление экономической дипломатии происходит, благодаря многообразию форм инфраструктуры. Связующим звеном между развитием национальной и мировой экономики выступают организации и учреждения (государственные, государственно-частные, частные, общественные, международные) по решению конфликтных вопросов, мирному разрешению споров на дипломатическом уровне. В данный перечень входят соответствующие министерства, департаменты; ассоциации, комиссии, палаты, представительства, советы, союзы, фонды; региональные структуры по международному сотрудничеству; различные международные политические и экономические организации и прочее. Важную роль в осуществлении экономической дипломатии играют различного рода программы и нормативно-правовые документы, регулирующие международные, в том числе экономические, отношения, а именно: декларации, дипломатические ноты, договоры, заключительные или генеральные акты, заявления, коммерческие контракты, конвенции, меморандумы, протоколы, соглашения, хартии и другие межправительственные документы.

Среди практических методов экономической дипломатии следует отметить создание организационной структуры, экономического органа; заседание комиссии, рабочей группы; обмен делегациями, разработку и запуск экономического проекта, в том числе совместного; ввод в эксплуатацию объектов, основание фонда, завершение коммерческой сделки; возврат государству режима наиболее благоприятствующей нации в торговле, принятие экономического решения; деловую поездку; издание или пересмотр действующих законов по внешнеэкономической деятельности, принятие закона, касающегося экономических отношений; возобновление закона, принятие или отмену поправок к закону (например, Поправка Джексона–Вэника); ратификацию соглашений; регулярный обмен мнениями по актуальным вопросам сотрудничества через послания, посредством личной беседы по телефону; проявление дипломатической этики в сфере экономики; приобретение государственных облигаций и акций компаний; повышение/понижение таможенных пошлин на ввозимые/вывозимые товары; отмену квот и запретов в торгово-экономическом сотрудничестве; возобновление поставок товаров и услуг; начало и прекращение антидемпингового расследования; экономические инициативы; опубликование научных статей и докладов по экономическим вопросам; инвестирование; предоставление займов и кредитов; гуманитарную и техническую помощь; экономический лоббизм или лоббирование национальных интересов за рубежом; метод давления на потенциальных иностранных партнёров, включая информационный; использование бизнеса в качестве политического рычага на государственном уровне; экономическую блокаду, экономический бойкот, введение эмбарго, запрет на ввоз товаров и другие различного рода санкции.

Экономическая дипломатия – это, бесспорно, явление или феномен международной жизни уже тем, что она, экономическая дипломатия, существует в своих многочисленных, специфических видах между государствами.

Экономическая дипломатия определяет оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В отстаивании своих экономических интересов в стране и за рубежом государство использует свои внутренние ресурсы, традиционные приёмы и методы дипломатии, её инфраструктуру и инструментарий, а также современные информационные средства путём публикаций и выступлений. Эмоциональная среда способствует усилению чувствительности у властных структур и даже народов различных государств и вызывает реакцию другой стороны или международного сообщества.

Экономическая дипломатия многогранна и имеет свою классификацию. Она включает в себя ряд видов или отраслевых составляющих компонентов. Различие между ними состоит в профессиональных сферах приложения, характере и содержании решаемых задач, а также в специфике средств и методов дипломатического воздействия, других экономических признаках и особых чертах. Авиационная; арктическая; атомная (гелиевая); военная (в том числе, военно-морская); гуманитарная; космическая; монетарная или валютная (дипломатия фунта стерлингов, доллара, евро, юаня и прочее); морская (в том числе, рыбная); почтовая (воздушная, сухопутная, водная, электронная); продовольственная (безконсервантная, генетически не модифицированная, диетическая, ресторанная, свеженатуральная, экологически чистая); промышленная (алмазная, горнорудная, меховая, сталеплавильная, текстильная, технологическая и прочее); сельскохозяйственная; торговая или коммерческая; таможенная; транспортная (воздушно-транспортная, автомобильная, железнодорожная, судоходная); туристическая; финансовая (в том числе, долговая, инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная); экологическая; энергетическая (в том числе, нефтяная, газовая, нефтегазовая, ресурсная, углеводородная, энергоресурсная) дипломатия – всё это и есть специализированные сферы приложения экономической дипломатии, её виды.

Экономическая дипломатия – это один из важнейших видов традиционной дипломатии (по своей форме), средство её осуществления (по содержанию) и политико-экономический процесс (как явление или феномен в международной жизни).

Таким образом, экономическая дипломатия объединяет в себе сразу несколько понятий. Экономическая дипломатия – это

– средство внешней политики (в кратком изложении и широком смысле);

– научная общественная дисциплина, изучающая особый вид дипломатии, находящийся в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса государства и геоэкономической деятельности, её приёмы, средства, методы и механизмы;

– методы и механизмы использования возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества (банкиров, промышленников и предпринимателей крупного бизнеса) в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей; проще говоря, это методы и механизмы вовлечения государства, капитала и бизнеса в достижение внешнеэкономических целей средствами дипломатии;

– искусство принятия рациональных политических решений в экономических и стратегических целях страны.

Иными словами, экономическая дипломатия – это принятие мудрых дипломатических решений, создание работоспособных государственных и международных структур и постоянное осуществление разумной внешнеэкономической деятельности, направленной на достижение позитивных экономических результатов государства. Только решения, структуры и экономическая деятельность дают в сумме положительный результат. (Решения + Структуры + Деятельность = Результат)

Теперь становится понятным тот значительный потенциал экономической дипломатии на современном этапе развития цивилизации на фоне углубляющейся глобализации (вестернизации) и международной конкуренции, использование которого в ближайшие десятилетия существенным образом преобразует геоэкономический и геополитический ландшафт планеты Земля.

 

Архив рубрики Мнение эксперта проекта «Школа экономической дипломатии в развитии евразийской интеграции»:

А.Г.Савойский «Участие молодого поколения России в формировании Евразийского Экономического Союза (экспертный анализ)» (скачать)

 
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Leave a Comment

Решить задачку *